• <Подробнее см. Intel.com

Полуостров сокровищ

Полуостров сокровищ

Итоговое оценивание

Работа над проектом начинается с оценивания имеющихся у учеников знаний по теме проекта в ходе беседы в процессе просмотра стартовой презентации учителя; проводится анкетирование по вопросам таблицы З–И–У («Знаю – Интересуюсь – Учусь»).

Оценивание нацелено на интересы учеников, происходит в течение всего проекта и обеспечивает достоверной информацией о качестве и глубине изученного учениками материала, соответствующего целевым стандартам и задачам учебного курса; направлено на развитие у учеников навыков высокого мышления; обучение стратегиям самообучения, коллективного обучения в малых группах, стратегиям метапознания.

Работа над проектом завершается представлением результатов исследований учеников на учебной научно-практической конференции. Главными критериями обобщающего оценивания являются: умение представить полученные в ходе исследований новые знания; аргументировать рациональность способов их получения и выводы; рассказать об организации взаимодействия учеников в группе, показать уровень успешности каждого ученика. Проводится конкурс индивидуальных «Журналов участников проекта», где собраны все «Листы анкетирования», опросы и самоанализ, графическое представление работ, итоговые «Карты успешности».

Вопросы, направляющие процесс обучения

  • Основополагающий вопрос
    Почему Кольский полуостров называют «полуостровом сокровищ»?
  • Проблемные вопросы
    Как полезные ископаемые в землю попали?
    Как нефть и газ попали «под дно морское»?
    Как полезные ископаемые ко мне в дом приходят?
    Могут ли запасы полезных ископаемых закончиться?
    Чего больше от полезных ископаемых людям: пользы или вреда?
  • Учебные вопросы
    Полезные ископаемые, горные породы и минералы, металлы – способы добычи, свойства и использование.
    Экология добычи, переработки и использования.

План оценивания

План оценивани

До начала работы надпроектом
Ученики работают над проектом
и завершают выполнение задач
Когда работа над проектом
завершена

  • Анкеты
  • Мозговой штурм
  • Таблицы З-И-У
  • «Журнал участника проекта
  • План проекта
  • Календарь проекта
  • Критерии оценивания
  • Список наблюдений
  • Журналы
  • Таблицы
  • Самооценки в группах
  • Самооценки
  • Концептуальные карты
  • Ролевая игра
  • Взаимное обучение в группах
  • Визуальное ранжированиеe
  • Защита проекта
  • Конкурс «Журналов участников проекта»
  • Вики-статья


Последовательность оценивания
Перед началом проекта В ходе работы над проектом После завершения проектa
  1. Стартовая презентация учителя
  2. Анкетирование
  3. Создание таблиц З-И-У
  4. Формирование групп
  5. Мозговой штурм
  6. Критерии оценивания презентации
  7. Критерии оценивания публикации-буклета
  1. Практическая работа по учебному плану
  2. «Маршрутные листы»
  3. Критерии самооценки работы в группах
  4. Неформальное общение с учащимися во внеурочное время.
  5. Блог проекта
  6. Журнал наблюдений учителя
  7. Оценочные листы
  8. Взаимное обучение
  9. Концептуальные карты


  1. Итоговое самооценивание качества работы в группах перед защитой проекта
  2. Критерии оценивания проекта
  3. Итоговая учебная конференция
  4. Рефлексия
  5. Конкурс «Журналов участников проекта»
  6. Вики-статья







Оценка Процесс и цель оценки
Стартовая презентация учителя В ходе демонстрации презентации, беседы и анкетирования учеников учитель может определить уровень их знаний по теме проекта. Направлена на формирующее оценивание в рамках проекта.
Создание малых групп

Мозговой штурм

Критерии оценивания презентации

Критерии оценивания публикации-буклета
Мозговой штурм проводится сразу после стартовой презентации учителя и анкетирования учеников. Эффективность приёма: участие в структурированном взаимодействии и равное участие всех учеников, эффективная коммуникация, совместная работа в интересах взаимного обучения. Позволяет учащимся высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга в обстановке, максимально способствующей творчеству, развивает критическое мышление. При этом происходит овладение навыками общения, активное участие каждого ученика. В ходе мозгового штурма заполняются карты З–И–У, составляется календарь работы группы, распределяются роли. Этот приём помогает учителю оценить понимание учащимися основных вопросов, наметить план взаимодействия с группами и индивидуально с теми учениками, которым более всего необходима помощь. С критериями оценивания итоговых работ групп ученики знакомятся уже на этом этапе проекта.
Карты «Знаю – Интересуюсь – Учусь» (З–И–У) Успешная стратегия для выявления имеющихся у учеников знаний по теме проекта, задания на развитие мышления, позволяет определить последовательность обучения. Обращение к этим знаниям в ходе всего проекта поможет удерживать внимание учащихся и сделать новый материал более понятным. Обсуждения в ходе работы с картой развивают коммуникативные навыки, визуально показывает ученикам их путь к новым знаниям, уровень успешности каждого, помогает в определении индивидуальных стратегий обучения и метапознания.
Оценочные листы Листы оценивания помогают контролировать качество усвоения учебного материала, результаты оценивания в них учитываются при проведении итогового (суммарного) обобщающего оценивания. Критерии оценивания работ учащихся и групп являются одновременно и своеобразной инструкцией, следуя которой, ученики сверяют в ходе проекта свои результаты обучения и степень сотрудничества между участниками. Созданы шаблоны (рубрики), анкеты с вопросами открытого типа для самооценивания и взаимного оценивания друг друга и работы групп.
Взаимное (перекрёстное) обучение в сменных группах Техника взаимного обучения стимулирует познание, мотивацию учащихся и позволяет в малой группе осваивать и обмениваться большими объемами информации, способствует эффективному усвоению знаний, концентрации внимания, вовлеченности и эмпатии. Проводится после завершения работы групп над своими темами. Группы временно переформировываются таким образом, чтобы в новой группе оказалось по одному участнику-«эксперту», который представляет результаты исследований своей рабочей группы, обучая по одному из разделов изучаемой в ходе проекта темы. По окончании работы в «перекрёстных группах» взаимного обучения ученики заполняют листы-рецензии, оценивая работу ученика-«эксперта» как по представлению учебного материала, так и его успешность в качестве «учителя», коммуникатора.
Оценочные листы для взаимной и самооценки презентаций исследований По этим «инструкциям-шаблонам» ученикам будет легко при оценке умений и навыков в создании презентаций, отражающих результаты исследования.
Обсуждение промежуточных результатов деятельности Целесообразно в рамках проекта проводить многократное промежуточное оценивание навыков сотрудничества внутри групп, анализ учениками своих личных стратегий успешности обучения, оценивание собственного прогресса, навыков самоуправления.
Критерии оценивания итоговых работ групп В ходе исследований учеников и всего проекта используются критерии, по которым можно произвести итоговое (суммарное) обобщающее оценивание всего проекта. В процессе работы критерии корректируются.
Визуальное ранжирование В ходе работы с инструментом «Визуальное ранжирование» ученики пытаются коллективно (в малых группах), опираясь на полученные знания по теме проекта определить приоритеты, обосновать свой выбор, сравнить с ранжированием этого же списка другими группами и научиться, корректно и уважительно относясь к мнению других, отстоять, аргументировано, своё вИдение, свои позиции, либо признать ошибочность своих решений. При этом оценить возможность права на ошибку с последующим её исправлением.
Коллективная вики-статья о проекте* Создание вики-статьи даст возможность ученикам не только освоить начальные умения и навыки коллективной работы и правила общения в сети Интернет, но и представить результаты своих исследований, возможность самовыражения. Неизбежное при этом оценивание совершенно незнакомых и «невидимых» людей даст хорошую почву для анализа своих действий, взаимоотношений с окружающим миром, выходящими за рамки проекта.
Конкурс «Журналов участников проекта» и публикаций в блоге проекта* В рамках итоговой учебной научно-практической конференции по работе над проектом проводится конкурс «Журналов участников проекта», которые ученики вели на протяжении всего проекта, собирая в них все оценочные листы, анкеты, рецензии, рабочие материалы своих исследований. Материалы эти Журналов анализируются самими учениками и группой, по ним ученики могут наглядно видеть свой прогресс, как в обучении, так и в самопознании.
Описание проекта

Классы: начальная школа – 4 класс

Предметы: окружающий мир (естествознание, природоведение), внеклассное (литературное) чтение, информатика и ИКТ.

Приблизительная продолжительность проекта: 3 недели (3 урока и 4 факультативных занятия)